Главная О республиканстве История республиканства Ойкос и полис. Экономика и полития (республика) в политике решения общего дела полноправных граждан.

Main Menu


Warning: Parameter 1 to modMainMenuHelper::buildXML() expected to be a reference, value given in /home/respub/public_html/libraries/joomla/cache/handler/callback.php on line 99

Ты не один!

Вход на сайт



Designed by:
Ойкос и полис. Экономика и полития (республика) в политике решения общего дела полноправных граждан. PDF Печать E-mail
Автор: Iron   
01.02.2016 11:11

«Небесной добродетели требуется согласовать выгоды откупщиков и жителей, чтобы не принести одних в жертву другим, сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты».

Цицерон, республиканец

Греция - одна из первых цивилизованных (цивик-гражданин, то есть гражданских) стран в Европе. Именно Греция подарила миру политию и полис

 

Часть Первая

 

Изучение сохранившихся документов позволяет судить о финансовой базе греческих политий. Во времена Солона в VI в. до н.э. была установлена шкала постоянного подоходного налога с учетом размера имущества. Позже свободные граждане налогов не платили. Бюджет пополнялся за счет других сборов.

Таможенная пошлина составляла 2% от стоимости ввозимых товаров. Судебные пошлины тоже поступали в бюджет. Денежная повинность (литургия) была столь значительна, что освобождение от нее считалось большой наградой. Эту бюджетную повинность несли лишь состоятельные граждане, имевшие собственное очень большое дело, то есть олигархия.

 

Одним из основных источников доходов являлся форос. Его вносил каждый полис - член Афинского морского союза в общую казну, и он составлял значительные суммы. Чрезвычайный налог военного времени — эйсфора — устанавливался в твердой сумме, а затем распределялся между гражданами в зависимости от их состоятельности.

Средства на общественные расходы большей частью поступали от общинной собственности, например, с земельных участков, порой от рудников, а кроме того, от таможенных пошлин, податей на иноземцев, с налогов на продажу, судебных пошлин и штрафов. Когда этих поступлений не хватало, взимали налоги на доходы, в частности на доходы от сельского хозяйства. Решения об этом принимались в зависимости от обстоятельств всеми полноправными гражданами.

Огромные суммы в Афинах в начале V в. до н.э. шли на сооружение и содержание флота. Примерно в 483 г. был построен большой флот, а затем создан оборонительный Морской союз греческих политий, направленный против персов. По совету Фемистокла было решено высокие доходы от новых месторождений серебра в Лаврионе не распределять между гражданами, а выдавать по одному таланту на каждую сотню богатых граждан, чтобы каждая из них выстроила на эти деньги по одной триере, самому современному военному судну того времени. На постройку судна денег, вероятно, хватало, но их было недостаточно на его дорогостоящее оснащение, ремонт, управление, содержание команды гребцов. Хозяевам приходилось доплачивать из собственного кармана. Расчет был на литургию, т.е. на общественную повинность. В число таких повинностей входили финансирование праздничных шествий, культовых факельных шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства.

В середине V в. до н.э. появилась необходимость оплачивать содержание пеших войск, что стоило больших денег, особенно когда солдаты отправлялись в длительные военные походы или участвовали в многомесячных осадах крепостей. Войны в основном финансировались за счет войн, т.е. за счет реквизиций, однако требовали все больших расходов. Потребовалось также установления особой статьи в бюджете — материальное обеспечение многочисленных сирот войны.

Второй довольно значительный комплекс затрат — минимальная оплата выборных должностей, появившаяся позже, во времена демократии. Ранее ДОЛЖНОСТИ НЕ ОПЛАЧИВАЛИСЬ , введение диеты (диета — суточное или месячное содержание, которое получали древнегреческие «парламентарии»). Кроме того, во время больших театральных представлений каждому гражданину выплачивалась определенная денежная сумма, чтобы он мог принять участие в празднестве. Эти деньги представляли собой особые административные расходы в политии.

Третьим обширным комплексом расходов были затраты на строительство Акрополя — символ богатства, могущества, культуры, побед Афин.

Строились крепостные стены между Афинами и Пиреем, перестраивалась агора, сооружались общественные здания.

Кроме того, в V в. до н.э. появилось множество других, новых расходов. Например, на содержание полиции (специально обученные люди под управлением выборного управленца, следящие за порядком в полисе - политии) из 300 скифских рабов, на снабжение города зерном и лесом на строительство судов, дипломатические миссии, на публикацию законов, текст которых высекался на камне, на спортивные игры.

Доходы политии Афин почти наполовину складывались из взносов полисов — членов союза. Выросли поступления от взимания таможенных пошлин, рыночных налогов и налогов на иноземцев. Каждому иностранцу, селившемуся в Афинах, надлежало платить подушную подать.

Одним из важнейших перевалочных пунктов на Эгейском море стал Пирей. Ввозная и вывозная пошлины составляли вначале 1%, а затем повысились до 2%. Сильно выросли судебные сборы. Возникли новые виды налогов, например на древнейшую в мире профессию. Однако прямых налогов с граждан, в тогдашних Афинах, не было.

Подсчитано, что максимальная сумма, которую богатые горожане должны были затратить на триерархии, равнялась примерно 200 талантам.

Такую сумму вносил всего 1% всех граждан - олигархов. Отчисления на Пелопоннесскую войну, начавшуюся в 431 г., составляли также 200 талантов. При расчете этой суммы исходили из того, что на такие сборы следовало уплатить 2—3% стоимости имущества. Расходы на возведение Парфенона оцениваются примерно в 700 талантов, содержание одной команды триеры в 430 г. половину таланта в месяц, а через пятнадцать лет, в связи с сицилийским походом, эту сумму увеличили до одного таланта.

Можно подсчитать, что содержание ста судов, находившихся в море 6месяцев, поглощало бы почти половину доходов города, если бы до того союзников не заставили увеличить вдвое свои взносы (Враги в Персии, раскалывающие Грецию на части, утверждали что это не взносы, а дань). Несколько позже Афины ввели 10%-ную пошлину на все товары, следовавшие через Босфорский пролив.

Налоги взимали откупщики, обязавшиеся платить твердую сумму общине. Деньги поступали в различные кассы, возглавляемые выборными казначеями.

Другого способа осуществлять контроль за финансовым хозяйством, кажется, не было. Деньги шли не только в руки политии, которая через выборных сменяемых управленцев ведала бы ими в рамках общего бюджета. Это немаловажное различие. Даже если излишки по соответствующему решению могли быть переданы из одной кассы в другую, прямая взаимосвязь между расходами и доходами все же сохранялась. Впоследствии нашли и нужную формулировку, верно подметившую способ общественного хозяйствования: деньги появляются только тогда, когда они действительно нужны, но не раньше. Доходы напрямую соизмерялись с потребностями в расходах, а не наоборот — расходы, которые намечались бы в зависимости от суммы доходов, имевшихся в распоряжении.

Одновременно с различными кассами полиса существовали еще и кассы храмов, поступления в которые шли от сдачи в аренду земельных участков, из денежных пожертвований и приношений, а также от налогов на доходы из той части военных трофеев, которая посвящалась богам. Полис, если заставляла нужда, мог брать эти деньги в качестве займа под проценты, правда, зачастую не имея возможности возвратить их. Общественных займов практически не было. При необходимости для покрытия дефицита на состоятельных граждан полиса раскладывался соответствующий налог.

После поражения в Пелопоннесской войне, казни Сократа, введения демократии, уничтожившей политию и распада Морского союза, финансовое положение Афин пошатнулось, а затем и заметно ухудшилось. Доходы упали, казна опустела, затраты же, особенно во время войны, могли быть крайне высокими. Приходилось опираться на состоятельных граждан, а, возможно, и на средние слои крестьян. Между 376и 366 гг. до н.э. использовались различные сборы, составившие в сумме налог на имущество в размере 1% в год. Триерархия также практически превратилась в своего рода налог. Все проблемы, принесённые демократией, проявились явно и привели к угасанию активности граждан политии Афины.

В 378—377гг. до н.э. провели всеобъемлющую оценку имущества и состояния граждан. Один из богатых афинян заявил тогда, что для себя лично он оставляет столько, сколько ему «требовалось для умеренного жизнеобеспечения, а все остальное готов предоставить для удовлетворения общественных потребностей».

В это же время были учреждены так называемые «антидосисы». Тот, кто считал, что его состояние меньше, чем у другого, и, следовательно, он в меньшей степени обязан исполнять литургию, мог подать в суд прошение об изменении оценки его состояния. Таких жалоб богатых граждан было очень много, например по поводу эксплуатации и несправедливого к ним отношения. Разумеется, они преувеличивали свое бедственное положение.

Вывод- для построения политии (республики) больше подходят косвенные налоги, нежели прямые. А повышение налогов неизбежно приводит к тирании и коррупции.

 

ЧАСТЬ 2

К 6 веку до нашей эры персы под руководством Сайруса (Cyrus) имели в подчинении весь мир, включая Египет. Только Греция не платила персам налоги. Политии Греции были независимыми и не имели централизованного правительства. Когда Дарий пошел на Грецию войной, Афины и Спарта образовали добровольные вооруженные силы и в битве при Марафоне разбили персов. Эта победа греков является одним из важнейших событий мировой истории. После нее начался расцвет греческой экономики, а затем - философии, архитектуры, науки и искусства. Греки модернизировали политию и построили высокоразвитую капиталистическую систему. Где граждане полиса по сути и являлись его полноправными хозяевами. До греков свобода и цивилизация (гражданственность) были несовместимы. Они совместили эти две ценности. Очевидно, грекам было легче строить цивилизованное общество, потому что до него в Греции была страшная деспотия. Греки извлекли уроки из своей истории и сумели построить самую совершенную по тем временам цивилизационную гражданскую модель.

Для греков непрямые налоги были признаком свободы. Физические лица не облагались налогами. Налогами облагались разные виды коммерческой деятельности (торговля, импорт, пользование дорогами, мостами, портами). Налоги оправдывались тем, что за них люди приобретали определенные услуги. Налог на пользование портом составлял 2%, а на тех линиях, на которых было много пиратов – 10%. Деньги шли на обеспечение безопасности. Были также налоги на аукционы, услуги гостиниц, рабов и сделки с недвижимостью. Большинство налогов платили иностранцы, которые приезжали в Афины делать бизнес. Наказанием за неуплату налогов было взыскание неуплаченной суммы в десятикратном размере. Иностранцам, к тому же, грозила конфискация имущества. Информаторы получали 50% от суммы взысканных налогов за «наводку».

Драхма была самой сильной и стабильной валютой мира. Она была из чистого серебра, и власти дорожили ее репутацией, как сегодня швейцарцы дорожат своими деньгами. Таким образом, успех Греции был обеспечен за счет следующих факторов: хорошие законы, защищавшие собственность, стабильные деньги, безопасные морские маршруты и низкие налоги. Многие полисы Греции управлялись тиранами. Для греков любая форма тирании была по определению плохой. Для них прямые налоги и тирания были синонимами. Диктаторы прибегали к прямым налогам, конфискации, тюремному заключению, чтобы держать народ в повиновении и страхе. Историки отмечают и разумных авторитарных лидеров. Таким был Писистрат (550 г. до н. э.). Он защищал гражданские права бедных, стоил библиотеки и, как все тираны, собирал 10-процентный подоходный налог. Аристотель, который жил 200 лет позже, рассказал такую историю о Писистрате. Он любил переодеваться и спрашивать у простых людей, как они живут. Во время одного из таких рейдов он увидел фермера, который трудился на скалистой земле. В ответ на вопрос о том, что он собирается получить из этого участка земли, фермер ответил: «Что бы я ни получил, Писистрат должен получить десятую часть». Диктатор растрогался и объявил хозяйство фермера безналоговой зоной. Заметьте, налог от тирана даже тогда не превышал десятины!

Во время его правления прямым был подушный налог, а также 10-процентный налог на урожай, который собирался из городов-вассалов. Это было что-то наподобие дани. 10-процентным налогом облагались также доходы представителей так называемых презираемых профессий, среди которых были проститутки, тогдашние психологи (soothsayers) медицинские работники. 10-процентный налог на урожай был фиксированным во времена плохого урожая и варьировал во времена хорошего урожая. Опыт египтян, которые, по сути дела, изобрели геометрию для измерения площади земли возле Нила, помогал грекам определить налоговую нагрузку с земли.

Граждане Греции презирали прямые налоги, но облагали ими разные категории людей, в первую очередь приезжих. Иностранцы назывались metics, метиками. Они платили ежемесячный подушный налог metoikion. Одна драхма с мужчины и полдрахмы с женщины. Метиком был тот, у кого не было афинского отца и матери. Таким образом, налоговое освобождение было гарантировано только для жителей Афин и их детей. Поскольку в Афинах жило много иностранцев, то подделывание документов было обычным делом. Статус афинянина не только освобождал от налогов, но и давал право владеть землей, которая также не облагалась налогами. Если метика ловили на неуплате налогов или владении землей, земля конфисковывалась, а налоги взыскивались по полной программе.

Никто не освобождался от чрезвычайного налога, который взимался на ведение военных действий. Он назывался eisphora. Этот налог ликвидировался сразу после окончания военных действий. Сбор этого налога был чрезвычайно любопытным. Все граждане разбивались на сотни. Каждая сотня избирала своего сотника и двух вице-сотников. Каждый гражданин делал декларацию доходов. Налог вводился на основании этой декларации. Причем гражданин публично клялся, что указал все. После этого три члена сотни по жребию должны были сразу же заплатить всю сумму налога. Затем они возмещали себе уплаченные в казну деньги, превращаясь, по сути дела, в сборщиков налогов. Во всей этой системе не было надсмотрщиков или бюрократов.

Очередной популярной формой налогов была «дань» (персидская трактовка). Ее платили более слабые города Афинам или Спарте за предоставление охранных услуг. Дань от городов шла в казну, которая была расположена в Делосе. Отсюда пошло название Delian League. Каждый город имел один голос на общем собрании, но Афины контролировали военные дела и финансы. Случилось так, что доверенный афинский генерал Аристид был назначен смотрителем казны. Его потом назвали справедливым. Все афиняне платили налоги, которые оценивал Аристид. В отличие от «министра финансов» его подчиненные не отличались неподкупностью и были склонны к коррупции. Вскоре казна переехала в Афины. Афины получили полный контроль над деньгами. Ставки налогов дважды удваивались. Афиняне тратили деньги на себя и на украденные делосские деньги построили те памятники, которые сегодня символизируют золотой век греческой цивилизации. Наступил период налогового пресса городов-вассалов, т.е. того, с чем боролись первые греческие политийцы.

Выйти из Лиги было невозможно. Остров Мелос попытался, но был уничтожен, а его детей и женщин продали в рабство. Так греки вспомнили ассирийские методы устрашения неплательщиков налогов и тех, кто пытался выйти из их сферы влияния. Вскоре наступил конфликт между Афинами и Спартой, которая также оставалась центром со своими городами-сателлитами. В результате кровопролитной войны Спарта победила в Пелопонесской войне. Так бесславно завершилась история Афинской гражданской политии и затем всей греческой цивилизации.

В XVIII веке историк лорд Эктон сказал: «Власть склонна коррумпировать, а абсолютная власть коррумпирует абсолютно». Слово «склонна» часто опускают. Афиняне при демократии забыли эту аксиому. Для руководителей Афин строительство Пантеона было важнее, чем репрессии городов-вассалов. Они считали, что в национальных интересах всех греков построить Пантеон и другие архитектурные излишества. Сегодня многие политики рассуждают точно также, оправдывая высокие налоги. Не надо забывать, чем закончилась греческая бюрократия.

В свои лучшие годы греческая экономическая система поражала воображение. Система сбора налогов не имела бюрократии и не использовала полицию. Налоги были прогрессивными, т. е. чем богаче, тем больше платишь. Минимум активов не облагался налогами. Бедные не платили eisphora. Обложение торговых операций было главным источником доходов бюджета. Но основным источником доходов бюджета были добровольные пожертвования богатых жителей Афин. Когда городу нужны были деньги на некие проекты (строительство мостов, спортивные соревнования, строительство военных кораблей, фестиваль и т.д.), к властям приглашались богатые люди. Это не было ни конфискацией, ни принуждением. Такое собрание называлось литургией. Она была основана исключительно на традиции, а не на силе полиции. Ксенофон так записал разговор Сократа с богатым афинянином: «Я вижу, что город уже обложил тебя высокими налогами на содержание домов, финансирования театральных постановок, строительство спортплощадок и других проектов. Если разразится война, я знаю, что ты вынужден будешь платить за строительство военных кораблей, а также вознаграждение солдатам в таком размере, что тебе очень сложно будет перенести такую нагрузку».

Литургии были реализацией принципа равенства, когда богатые должны были делиться с полисом и политией через систему добровольных пожертвований. Многие богачи Афин не только не были против литургий, но считали честью и даже конкурировали за право давать деньги на строительство престижных объектов. Сократ говорил богатому греку: «Если ты когда-либо не выполнишь свой долг и не дашь денег, я знаю, что афиняне накажут тебя точно так, как если бы ты украл их собственность». Богатые греки делали дары, которые в 3 – 4 раза превышали нормативный размер. В литургиях участвовали и представители среднего класса. Публичное порицание за неучастие в данной традиции было мощным инструментом оказания давления. По сути дела, богатые люди получали активы в трастовое управление от города. Владение предполагало не только права, но и обязанности. Получилась система частного управления большими активами, что исключало присутствие бюрократии. Если городу нужен был мост, его строил богатые гражданин. Ему за это возносили почести.

Сегодня принципы финансирования госрасходов и управления госактивами принципиально изменились. Люди, которых постоянно «доят» чиновники, остаются анонимными. Мотивация принципиально изменилась. В нашем обществе немыслимо, чтобы гражданин платил в 3 – 4 раза больше налогов, чем предусмотрено законом. Греки при помощи литургий строили цивилизацию без деспотии. В этой системе не было ухода от налогов. Она работала без принуждения. Следует отметить, что Римляне сохранили литургию.

Еще одной особенностью греческой налоговой системы было наличие института откупа. Городские власти заключали договор с частными лицами на сбор налогов в определенном месте. Для определения этих компаний поводились аукционы. В городах-государствах сбор налогов частными структурами был более эффективным и дешевыми, чем органами политии.

Откуп был крайней формой греческого капитализма. Это как нанять частную армию для ведения военных действий. Поскольку налоги в Греции были невысокими, то собирать их не составляло большого труда. Для проверки работы частных сборщиков налогов греки придумали систему общественной бухгалтерии. В то время частные сборщики налогов не были насквозь коррумпированными. Они контролировались руководителями полисов.

Позже во времена демократий и деспотий, они превратились в фискальных преступников. Ранние греки были бы удивлены, что их простое изобретение будет так сильно исковеркано и превращено в антиобщественный институт. Его жуткие формы нашли свое проявление в Египте после его завоевания Александром македонским. Греки пользовались услугами частных сборщиков налогов, потому что у них не было бюрократии. В Египте же была создана самая совершенная система сбора налогов. Тем не менее, откупщики нашли себе применение. Они стали страховщиками того, что все налоги будут собраны. Они заключали договора с царем на сбор определенной суммы налогов. Если налоги не собирались, то частный откупщик обязан был возместить недостающую сумму из своих средств. Все, что собиралось сверх установленной суммы, шло в доход откупщку. В дополнение он получал 10% от собранной суммы, даже если не был выполнен план по сбору налогов. В то время откуп был большим бизнесом. Аукционы проходили в королевских дворцах и были главными событиями года. Победители были Ротшильдами, Морганами или Дюпонами древнего Египта. Налоговая система Египта, которая и без того была жесткой, стала просто невыносимой. Не удивительно, что некогда прогрессивная египетская цивилизация была обречена на небытие.

Обновлено 01.02.2016 16:50
 

Не молчи!

Расскажи всем!

Опросы

Что Вам ближе по убеждениям и по жизни?