Главная О республиканстве История республиканства Принципы республиканской традиции, сложившиеся исторически. Традиция и революция.

Main Menu


Warning: Parameter 1 to modMainMenuHelper::buildXML() expected to be a reference, value given in /home/respub/public_html/libraries/joomla/cache/handler/callback.php on line 99

Ты не один!

Вход на сайт



Designed by:
Принципы республиканской традиции, сложившиеся исторически. Традиция и революция. PDF Печать E-mail
Автор: Iron   
27.07.2009 12:33

1. С точки зрения республиканской концепции, даже потенциально находиться в зависимости от воли другого человека, даже если у вас хозяин добрый и хороший – это не делает вас свободными. Сама возможность того, что вам могут напомнить, кому вы принадлежите, и в чьих руках вы находитесь, делает человека невольником и рабом – он находится в воле другого, в произволении другого, под произволом.

 

Но одновременно республиканская свобода – это также и попытка не порабощать других. Это понимание описывается как non-domination. Это попытка не делать другого материалом для реализации собственных целей, попытка относиться к нему, как к равному, и не ставить другого в ситуацию, когда ты являешься его хозяином.


2.Представление о том, как можно устроить свободную жизнь вместе, очень простое. Оно практиковалось во всех классических республиках. Вы вместе принимаете те правила жизни, которые вам кажутся приемлемыми для всех, и потом вы вместе начинаете исполнять эти писаные правила. Тут важны оба компонента: участие в принятии этих законов и правил, во-первых, а также их записанность, во-вторых.
В классической республиканской традиции предлагалось примерно следующее. Надо дать людям сыграть в значимую для них игру, дать им реальную возможность выиграть в ней и прославиться на всю жизнь, оставив своё имя в веках, а возможно и обретя такам способом бессмертие. Тогда наиболее способные, интересные и состоятельные в смысле обладания политическими возможностями и способностями люди будут реализовывать себя в рамках данного процесса

 

 

3 Третий центральный элемент республиканской традиции – это признание внутри группы и общества. Да, конечно, близкие, друзья, семья, город, человечество – они все важны и необходимы, как некоторые типы сообщества. Но только ради res-publica (общего дела), люди готовы бороться без колебания, иными словами человек готов сложить голову только в рамках той арены, которая способна это оценить

Объективные условия Украины в период ее будущего гражданского подъёма должны стимулировать формирование предприимчивого, трудолюбивого, политически активного гражданина – защитника своей страны, уважающего её законы и обычаи как в западной, так и в восточной части, гражданина, не имеющего, к примеру, языковых или культурных проблем внутри своей страны, поскольку в республиканских традициях это считается «дурным тоном», а в цивилизованном мире (цивик-гражданин (латынь)) на это смотрят как на архаизм. Непримиримые разногласия на религиозной почве также не в республиканских традициях. Необходимо ценить окружающих тебя людей и уважать их религиозную конфессию.

Не все могут отвечать этому идеалу, но многие к нему начнут стремиться, улучшая таким образом себя и людей вокруг себя. Полагаю, что «республиканцы в душе» должны участвовать в миссии формирования лучшего общества вокруг них. Мы должны внутри себя осознать, что формирование хорошего общества и достойного окружения – достойная каждого цель.
Познавая новые идеи, через соприкосновения с другими людьми, решая общие вопросы и поставленные задачи, мы изменяем и окружающих, и себя. Мы начинаем развитие к более мирному и во много раз более прогрессивному способу существования. Мы идём к цивилизации, которая суть гражданственность.

Второе – это что именно жизнь в рамках таких арен и может рассматривается как политика в первоначальном смысле слова, как аутентичная политическая жизнь. Политика – это не вымазывание оппонента грязью во время предвыборной кампании, и не борьба пауков в банке за дележку национального бюджета. Это – не соревнование заказных статей в прессе и не борьба за передел собственности. Интерпретация политики как проблемы выбора хозяина внутри “нашего дома Украины”))))) – это следствие нашего забывания того, что внутри полиса нет хозяина, которому должны повиноваться все другие. Да, есть на время избранные или выдвинутые начальники, но они – как подсказывают само слово – начинают, а не приказывают или заставляют. Случится или нет, что другие – равные им граждане – подхватят их начинание, еще вопрос. Если да, то, возможно, и будет написана история уникальной жизни человека, который начал что-то действительно новое. Если нет, то это не страшно. Это всего лишь обычное свойство аутентичной политики, где то, что начинаешь, чаще всего не можешь контролировать – так как ты не хозяин для других, равных тебе, и тебе нужно их согласие и поддержка, чтобы начинание привело к чему-либо. Но это совсем иное, «республиканское» понимание политики, чем господствующее сейчас, олигархическое.

4. Четвертый принцип республиканской традиции - обсуждение механизма участия в процессах управления. В республиканской традиции с древнейших времен Солоновых законов практиковался третий тип равенства, о котором мы забыли. Первый тип равенства всем известен – это равенство изначальных условий, так называемое либеральное равенство, появившееся с первыми буржуазными революциями в Европе: мы все участвуем в одной гонке, и нам должны быть обеспечены равные условия перед забегом. Второй тип равенства, который утверждался почти в течение всего ХХ в. в нашей и не только стране – это равенство результатов, социальное равенство, понимаемое как равенство получаемых вознаграждений, или в соответствии с трудовым вкладом, или по потребностям. Но дело в том, что есть еще третий тип равенства, о котором говорили и говорят по сей день настоящие республиканцы. Это равенство в степени возможности влиять на общее дело. Имеется в виду равенство в возможностях по занятию основных позиций в законодательной, исполнительной и судебной власти. Это кажется странным сегодня – когда приоритет профессионализма стал централен для политической системы – но этот тот стандарт, которым руководствовались классические республики. Если попытаться выразить это на современном языке, то можно сказать, что республика – это равенство и общее дело тех, кому не все равно. Т.е. те, кого интересует жизнь в своем городе, должны иметь равные шансы на получение доступа к основным позициям власти.

Республиканское участие заключается в том, что все имеют одинаковый шанс попасть на основные республиканские должности, прежде всего, с помощью жребия и при помощи сложных механизмов, которые назывались ранее в Европе «номинациями» или “сортициями”. Всем сейчас в стране понятно, что выборы при демократии (извращенной форме республики согласно Аристотеля) на сегодняшний день ничего не дадут в плане качественных изменений, поскольку все партии безидейны по сути и набраны по олигархическому принципу, где места в списках покупаются как и большинство должностей в стране. Закрытые - открытые списки, партийная или мажоритарная системы ничего не изменят в сути проблемы. Проблема не в том, что нужны профессионалы управленцы во власти, а в том, чтобы прекратить воровать у республики и граждан (публики) направо и налево. Как раз профессионалы от воровства сейчас этим и занимаются, в то время как на самом деле нужны высокоморальные люди. Что происходит сейчас? Ни для кого не секрет, что все  должности в стране покупаются и продаются и «стоят денег», которые по коррупционной цепочке передаются вверх, в итоге имеем то, что имеем - рука руку моет, и ворон ворону глаз не выклюет. Количество чиновников-управленцев превысило все допустимые нормы, на одного с сошкой - семеро с ложкой. Единственно правильное решение с точки зрения республиканских традиций – сделать механизм попадания на  должности путем открытого жребия из числа наиболее способных граждан, желающих этот пост занять, и сделать сроки пребывания на посту минимальными, скажем, год или полгода, чтоб не успевали воровать. (Во Флоренции в период ее расцвета этот срок составлял всего 2 месяца). Я уже не говорю о том, что судьи и шерифы это выборные должности. Введение Судов Присяжных. По жребию. Что касается выборов как таковых нашего парламента и советов разных уровней, если стоит говорить о них вообще, то они должны быть ежегодные, все равно затраты на их проведение несопоставимы с тем ущербом, который приносят стране и гражданам продажные и коррумпированные чиновники, депутаты и мэры, а также им прислуживающие. Единственный выход – быстрая ротация на должностных местах и жребий вместо выборов, необходимо многократно ускорить механизм естественного отбора и смены власть придержащих на своих постах, чтобы каждый из них знал, что через год-полгода за все что сотворил придётся держать ответ. Здесь нет никакой проблемы, здесь нет внешнего врага. Враг - не турки, не русские и не поляки. Враг внутри общества в виде общественных паразитов. Пока чиновники с немаленькими зарплатами имеют философию "дай мне", наш социум и республика в целом не будут здоровы.


5. Пятый элемент республиканской традиции, который мы пытались добавить к традиционно выделяемым четырем – это попытка интерпретировать термин res publica как прежде всего «вещи людские», «вещи градские» или «вещи публичные». Когда мы читаем Цицерона, мы находим в его классическом трактате De re publica внимание к некоторым вещам, которые помогают людям мобилизовываться и делать что-то вместе для определения своей судьбы. И именно эта инфраструктура дает устойчивость республиканским механизмам жизни. Особенно явно это проявляется сейчас в силу разочарования в демократии и выборной системе. Украинский опыт, как давний, так и недавний, заставляет нас заметить этот аспект у Цицерона и вычленить этот “вещный” аспект республиканской традиции.

Классический недавний пример – относительно недавняя ситуация в Алчевске. Замерзают трубы. Общая проблема вторгается в вашу жизнь, ощутимо, осязаемо и грубо материально. Мобилизация населения не является проблемой. Правда, конечно, когда исполнительная власть привозит батареи и монтирует их через несколько дней, то, как вы понимаете, мобилизация моментально пропадает. И становится ясно следующее. Когда мы читаем Цицерона, мы замечаем, что кроме общих площадей, улиц, каналов и цитадели есть еще и другая особая инфраструктура – инфраструктура участия, которая объединяет людей и помогает делать их участие стабильным, устойчивым и длительным. В современной и повседневной Украинской жизни такой инфраструктуры каждодневного «connecting people» участия мы не имеем. Мы имеем только суррогатную мобилизацию – при замерзании труб или при появлении других общих проблем, которые вторгаются в нашу жизнь так, что мы не можем их обойти. Кстати, последнее повышение всех видов транспортных налогов и борьба так называемых «аффинити групп» с их упразднением здесь тоже является ярким примером, за которым мы все будем наблюдать, а некоторые и участвовать непосредственно.

Ответственность граждан состоит в поддержке их собственной страны, их социума. В этом также и республиканская концепция и пять вышеперечисленных традиций. Людям необходимо понимание этой концепции. Все граждане должны участвовать в повышении благосостояния этой страны. Мы в этом процессе будем участвовать политической партией, мы так более устойчивы. С этой концепцией возможно начало движения к нормальной во всех смыслах стране с республиканской основой, построенной на мощном фундаменте, тем более что согласно Украинской Конституции, о которой многие забыли:

Статья 5. Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть.

Обновлено 29.06.2016 22:01
 

Не молчи!

Расскажи всем!

Опросы

Что Вам ближе по убеждениям и по жизни?