Главная О республиканстве Основное Гражданское Сообщество как РесПубликанская категория.

Main Menu


Warning: Parameter 1 to modMainMenuHelper::buildXML() expected to be a reference, value given in /home/respub/public_html/libraries/joomla/cache/handler/callback.php on line 99

Ты не один!

Вход на сайт



Designed by:
Гражданское Сообщество как РесПубликанская категория. PDF Печать E-mail
Автор: Iron   
09.02.2017 11:14
Категория «гражданское общество» исторически демонстрирует особый срез развития Человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, ϲʙобода, благополучие и справедливость (реализуемая как отсутствие несправедливости - Цицерон). Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования статуса управления страной, возвышения роли права и закона.
Так, в древнем мире ϶тому объективно служила теория политии (республики). Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что полития (латинский термин РесПублика) (поли-много, отсюда-полис - город+пригороды) есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, повествовал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех…». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с политией, или, как перевел Цицерон это понятие - рес публикой, или общим делом. Это продолжалось достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, развитие общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. Особенно под влиянием империй.
На рубеже XVI–XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а исключительно прогрессивных, по их мнению, форм устройства страны, основанных на естественно-правовых, договорных началах. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что многое из этих произведений писалось ДЛЯ ИМПЕРИЙ И МОНАРХИЙ, и НЕ СОВМЕСТИМО С РЕСПУБЛИКАНСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ (которых исторически пять). В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и республики, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие. (Граждане Республики Флоренция дали надлежащую оценку "деятельности" Макиавелли ещё при его жизни, и оценка эта не лестная).

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта, "за завтраком" (с)))). Главными он считал такие идеи:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты будут побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская ϲʙобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между странами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его активно заставляет природа, будет достижение всеобщего правового гражданского общества.
В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и монархиями-империями-государствами. К первому он относил:
а) систему этнических, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;
б) естественное и общее право;
в) человека-гражданина, живущего в городе (полисе).

монархии-империи-государства, в отличие от гражданского общества, состоят, по его мнению:
а) из системы государственных неэффективных (по сравнению с республикой) институтов;
6) позитивного и негативного права, издаваемого империей;
в)населения-электората.
Не стоит забывать, что важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Стоит отметить, что особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема ϲʙоих целей». Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории, его отражающей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Стоит заметить, что они повествовали: «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Стоит заметить, что оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы статусов и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде статуса». Как видим, явно перекрученное и далекое от Истины мнение, написанное ДЛЯ МОНАРХИЙ И ИМПЕРИЙ, загоняющее граждан Республики под имперский или государственный сапог.
Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс развития и упадка гражданских обществ различных стран сложен и противоречив. Стоит заметить, что он охватывает десятки столетий, начинаясь с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим), охватывает такие «очаги» средневековья, как вольные города Любек, Новгород, и идет до развитых общественных СТАТУСНЫХ систем Европы и Америки в Новое время. Становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической ϲʙободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за республиканско-властными структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного давления или тирании они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общественного строя они дозируются и исключительно при достижении социального равновесия и в условиях республиканско- правового СТАТУСА ГРАЖДАН (res-publica=status civitas (Cicero)) получают развитие и становятся преобладающими.
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального, либерального и республиканского "компонентов" организма и необходимые направления его самосовершенствования. Изучим данные признаки подробнее.
Гражданское общество – это сообщество ϲʙободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид будет собственником. Стоит заметить, что он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Стоит заметить, что он ϲʙободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами ϲʙоего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, этнос) не будет абсолютной. Стоит заметить, что он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения ϲʙоих потребностей и интересов.
Стоит сказать - политический аспект ϲʙободы индивида как гражданина заключается в его независимости от магистратов-управленцев республики, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов республиканской власти и местного самоуправления. Обеспеченной ϲʙобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать ϲʙоеволие управленцев-магистратов или иных формальных и неформальных структур в отношении себя. Гражданское общество суть открытое социальное, либеральное, республиканское образование. В нем обеспечиваются ϲʙобода слова, включая ϲʙободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право ϲʙободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными статусными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Стоит заметить, что оно привержено общегуманистическим принципам (классический, он же ренессансный гуманизм) и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.
Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. A pluribus unum (Cicero).
Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (Суд Присяжных Заседателей, выборные судьи и ферифы, профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, пробудет во всех ее сферах:
в экономической – ϶то многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и республиканской);
в социальной, либеральной и политической (полисной, республиканской) – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которыхых индивид может проявить и защитить себя;
в духовной – обеспечение мировоззренческой ϲʙободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам. Через модус и мультимодальность.
Гражданское общество – ϶то саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя ϲʙои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства ВРЕМЕННОГО руководства страны как политической властной силы.
Гражданское общество имеет ϲʙои внутренние источники саморазвития, независимые от управленцев страной. Более того, благодаря ϶тому оно способно ограничивать властную деятельность правительства ЧЕРЕЗ открытые и публичные судебные прецеденты (суды присяжных). Важно заметить, что одной из важных характеристик динамики общества будет гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
Гражданское общество – правовое республиканское ("общее дело публики"-латынь) общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости ВРЕМЕННОЙ И СМЕНЯЕМОЙ власти, о ϲʙободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей власти в стране. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе со страной. "Правовая республика" может считаться результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Современный цивилизованный (гражданский - латынь) взгляд на данные проблемы состоит по сути в том, что правовая страна не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество – это свободное республиканское (общее дело, или вещь, принадлежащая полноправным гражданам Республики) правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее ϲʙободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью ВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ОБЩИМ ДЕЛОМ граждан. То есть за правительством и местной властью в виде местного самоуправления.
Дальнейшее развитие гражданского общества в Республике Украине зависит от разумного и последовательного разгосударствления (государство=государь) собственности, замены вертикали власти "сверху", "от государя" на местное самоуправление "снизу", "от публики-республики", сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных, либеральных и республиканских программ и т.д. Важно заметить, что одним из действенных рычагов в ϶том плане будет правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: • поставить заслон излишнему вмешательству НЕЭФФЕКТИВНОГО государства (=государь) УКРАИНА в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина, ПУТЕМ ЗАМЕНЫ государства на РЕСПУБЛИКУ (Общее дело ПУБЛИКИ=тех, кому не все равно, что происходит в стране); • зафиксировать обязанности ВРЕМЕННЫХ СМЕНЯЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СТРАНОЙ перед гражданским обществом; • обеспечить реализацию конституционных положений о правовом СТАТУСЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ УКРАИНА. введение СУДОВ ПРИСЯЖНЫХ, ВЫБОРНОСТИ СУДЕЙ И ШЕРИФОВ
 

Не молчи!

Расскажи всем!

Опросы

Что Вам ближе по убеждениям и по жизни?