Главная О республиканстве Основное Меритократия и полития (республика) - Восток и Запад ОДНОГО МИРА 和而不同

Main Menu


Warning: Parameter 1 to modMainMenuHelper::buildXML() expected to be a reference, value given in /home/respub/public_html/libraries/joomla/cache/handler/callback.php on line 99

Ты не один!

Вход на сайт



Designed by:
Меритократия и полития (республика) - Восток и Запад ОДНОГО МИРА 和而不同 PDF Печать E-mail
Автор: Iron   
03.09.2015 12:43

"Знаю, что по природе всякая тварь желает стать как Бог" - Йоганн Экхарт, христианский богослов

 

"Все учения изначально присутствуют в сознании каждого человеека" - Шень Сю, чаньский (дзенский) патриарх

 

Я не говорю, что Платон - невежда, Аристотель - осел, а их последователи глупцы, дураки и фанатики. Но я не хочу им верить без доказательств и соглашаться с их положениями, недостоверность которых доказана ясно и отчетливо. -Джордано Бруно, республиканец

 

 

 

Говорят, что Восток глубок, необычен и привлекателен настолько во всех его проявлениях, что невозможно говорить о его импорте или, если угодно, пересадке на европейскую почву. Говорят, что мичуринство в этом вопросе невозможно, что нельзя создать синтез в виде гибрида "восточной мудрости  и "западной предприимчивости". Говорят, что Запад экстравертен (экстра вирту), а Восток интравертен (интро вирту), и что технические новинки и изобретения западных рук дело, а мировые религии, как квинтэссенция интравертности - дело рук Востока.

Все это так, и в то же время не так))))

Я думаю иначе. Основаниями является восприятие европейцами арабских течений в философии в эпоху арабских завоеваний в Европе, расцвет Возрождения в Италии в эпоху республиканских завоеваний Генуи, Венеции в Азии. Глобальные торговые связи "от сотворения мира" не прекращались практически никогда, а идеи кочуют вслед за товарами, поскольку имеет место не только материальный, но и культурный обмен. Великий шелковый путь все эти века работал бесперебойно, поэтому обмен происходил. Доказательством являются арабские цифры, которые по сути своей индийские, Индо-Европейская группа языков, да и много чего ещё)))

 

 

 

Теперь о сути вопроса.

 

Европейцам присуща традиция рассматривать все не-европейские философские и религиозные доктрины через призму греческой метафизики, подспудно перестраивать их "по греческой модели". Если это плохо получается, то есть метод преломления через иудейскую схоластику. Получается так, что европейский взгляд на эти вещи - проекция европейского миропонимания в восточных терминах.

Кроме того, перестраивая восточные течения по греческой (иудейской) модели, никто и никогда не рассматривал их через призму общины, политии, мадината,  множества, республики, то есть  через те смыслы, которые стали доступны в настоящее время, особенно в силу развития в Украине республиканских, политийных, синархических и меритократических  идей.

 

В качестве основы к рассмотрению с восточной стороны  можно взять что угодно, от суфизма (Ближний Восток) до дзена (Дальний Восток), непринципиально))) Мне кажется, что лучше взять конфуцианство по нескольким причинам, основная из которых - это не религия, )))) нет там монахов, монастырей и прочих икон и атрибутов. Таким образом, станут понятны параллели между системами республиканской и, к примеру, конфуцианской. Кроме того, общий подъём китайского ойкоса (экономики) заставляет в современных условиях глобализации (рассматриваемых в республиканской традиции как "Одна Земля - Одно Человечество") рассмотреть эти параллели ближе, вплоть до полного совпадения)). Поэтому здесь и далее, начиная с этого абзаца, будут перемежаться греческие, латинские, китайские и японские термины, имеющие практически сходный смысл, без особой их трактовки, поскольку читатель сможет изучить термины самостоятельно, факультативно)

 

 

В настоящее время (начиная с реформации Дэн Сяо Пина)  в Китае принята официальная программа построения общества сяо кан, базирующегося в своих мировоззренческой, психологической, гуманитарно-образовательной, творческо-производительной составляющих на цивилизационных основах конфуцианства. В условиях глобализации, открытости и модернизации Китая конфуцианство становится мощным внутренним и внешним фактором стабилизации и интеграции.

 

Конфуцианский цивилизационный принцип «человек есть средоточение Неба и Земли», зафиксированный еще в трактате «Ли цзи» («Записи ритуалов»), способствует выработке цивилизационной максимы «меритократического этноса» и «общественного долга-обязанности» при сохранении и гарантии самобытности культурного бытия этносов внутри Китая (принцип политии). Вовне цивилизационные конфуцианские принципы служат способами культурной и политической интеграции стран Дальневосточного региона. Все это повышает своевременность изучения избранной темы.  Однако, если иметь ввиду прямую постановку  темы, то работ, посвященных именно истории теории конфуцианской цивилизации, оказывается не так много. Тема остается новой и как предмет исследования, и как синологическое направление.  Изыскания проводятся на проблематику современных концепций сяо кан – да тун (первая "утопия" Конфуция), китайского конфуцианского социализма и капитализма,тайваньского конфуцианства и ареала стран конфуцианской культуры .

 

Способ смыслового формирования в «первичной» и «вторичной» космогонии и космологии раскрывается на основе архетипа культуры Дао-Дэ-Дзин (Книга о Пути (Дао, Курсусе) и гражданской доблести-добродетели (Дэ, Вирту), получаемых через Дзин)

 

Так же следует осмысливать оригинальные классические (свод «Сы шу У цзин» – «Четыре книги и Пять канонов») и пост классические конфуцианские тексты на китайском языке, переводные источники на русском и английском языках, критическая синологическая литература на восточных и западных языках

Теория конфуцианской цивилизация укоренена в гармоничной культуре Дао-Дэ и отвечает требованиям экологической гармонии физического, духовного и интеллектуального бытия китайцев. Конфуцианская цивилизация обладает системами универсалий и категорий, образующими словарь ее адекватного понимания, открытый для диалога с другими цивилизациями. Теория конфуцианской цивилизации выработала оригинальные принципы адекватного отражения истории синоцентрического человечества. Архетипичность основ теории, их системность способствуют построению смысловых параллелей правильного (прямого) освещения истории восточных и западных цивилизаций (Дао и Логос) и, конкретно, истории китайской и руськой (восточно-европейской, украинской) цивилизаций (Дао и Глагол). Теория конфуцианской цивилизации обладает полем цивилизационных концепций, которые могут применяться в зависимости от исторических потребностей китайского социума, то есть, придает мобильность китайскому обществу в своевременных ответах на запросы современности. Концепция да тун – сяо кан — сяо кан – да тун не утопия, а теория, реализующаяся в практике жизни современного китайского общества. Теория конфуцианской цивилизации проявила исключительную жизнестойкость на всем протяжении истории Китая. Она не раз подвергалась спекулятивной критике, как в общем, так и в частных составляющих. Но сегодня вновь эта теория творчески отреставрирована и вмещает в себя весь положительный потенциал духовных традиций.

В настоящее время (XX – нач. XXI вв.) теория конфуцианской цивилизации имеет первостепенное значение как тип самосознания китайцев и народов стран конфуцианского культурного региона. Теория рационалистически вбирает в себя (логически снимает) предшествующую историю Китая и указывает прогрессивную перспективу в будущее.Теория открывает Китай миру с экономической, политической и культурологической сторон, она оптимизирует планетарное состояние и служит в геополитике и конфликтологии одним из важнейших принципов гармоничного мироустройства. Теория конфуцианской цивилизации вырабатывает тип человека, отвечающий критериям планетарного человека, несущего общечеловеческие ценности.

 

Программа построения общества сяо кан и духовной цивилизации, воспитание нового человека и создание общественной морали на материале высоких духовных традиций, содержание учебных программ школ и вузов свидетельствуют о возрождении в модернизированном виде конфуцианской цивилизации в Китае в ее теоретическом и практическом срезах.  Более того, вокруг Китая складывается ареал стран конфуцианской культуры, что вызывает необходимость изучения и различных модификаций теории конфуцианской цивилизации и критериев их согласования. Китай проводит политику реформ и открытости, он обращен к миру ликом конфуцианской духовности. Для решения проблемы взаимопонимания и построения продуктивного диалога европейской науке необходимо изучать конфуцианскую цивилизацию, а китайской науке – европейскую. Интерес в равной степени взаимен и чрезвычайно актуален в условиях глобализации.

 

Значимость теории и практики  повышается необходимостью поиска способов устранения глобальных и локальных этнических и цивилизационных конфликтов.Наконец, изучение конфуцианской цивилизации открывает путь симфонического согласования различных культур  с образованием их единства и сохранением самобытности. (Принцип политии, лада)

 

Системообразующим принципом категорий китайской культуры служит структура древнекитайского космоса: в динамике – космогония, в статике – космология. Аналогично тому, как выстраивался и функционировал космос китайской Поднебесной, строилась и функционировала система категорий, вначале еще в качестве образов, универсалий и затем в качестве понятий. Такое соотношение бытия и мышления зафиксировано в «И цзине», «Дао дэ цзине» и «Чжун юне». Первой в ряду категорий анализируется категория хаоса 洪敦хунь-дунь, в историческом сознании китайцев это исходный пункт истории и исходная историческая категория. Хаос рассматривается как диалектическая сущность дисгармонии и гармонии («Дао дэ цзин»). Хаос предстает как пульсар, в котором складываются архетипические матрицы у син, у чан, у шу.  Специальное внимание уделено структурам и категориям/универсалиям первичного (родового) и вторичного (после-родового) космосов: категориям тождества (同 тун) и гармонии (和 хэ) ,слагающимся в конфуцианстве в один из ключевых цивилизационных и политических принципов 和而不同хэ эр бу тун – «согласование различного (полития, синархия), а не безликое тождество (хаос, анархия)», категории срединности 中 чжун, вошедшей в название Китая – 中国 чжунго и выражающей уникальность менталитета китайцев, категориям поднебесной – 天下тянь ся и пустоте – 虚сюй, новому понятию конфуцианского «человека, не подобного вещи» и др.

 

До-конфуцианские и ранне конфуцианские теории цивилизации («Шань хай цзин», «Ли цзи» («глава «ХунФань»), «Шу цзин») открывается анализом родовой системы по иньским надписям и «Шань хай цзину». Прослеживаются четыре этапа деформации этой системы, что дает возможность вычленить ряд особенностей до-конфуцианской теории цивилизации .  Во-первых, в теории цивилизации устанавливается хронологический пункт, с которого начинается история цивилизации. Появляется новое, линейное время, которым идеологически овладевает цивилизация. В силу этого цивилизация на каждом новом историческом этапе переосмысливает и переписывает свою историю по требованию современности (Циклос и Кайрос корректируют Хронос) .

 

Во-вторых, цивилизация обретает свой, регулируемый хаос как первозданную сущность, из которого может возникнуть не все, что угодно, а только цивилизация нео-конфуцианского типа.

 

В-третьих, гарантом определенной направленности исторического движения цивилизации выступает новый тип человека – совершенно-мудрый человек (как называет его европейская синология), или духовный наставник людей (聖人 шэн жэнь). Хорошей иллюстрацией регуляции хаоса, в котором кроется гибель рода, начало истории и конфуцианской цивилизации, служит знаменитая глава «Хун Фань» – «Образец [обуздания] потопа» из «Шан шу» –«Книги истории». Эта глава по наличию в ней архетипа у син и выстроенной на нем теории конфуцианской цивилизации квалифицируется  как первая письменно зафиксированная конституция цивилизации. Завершается анализом концепции «да тун – сяо кан» (大同小康) из «Ли цзи», проходящей в модифицированном виде сквозь всю историю Китая. По результатам становится понятно, что концепция «да тун – сяо кан» не была стопроцентной утопией ни в теоретическом, ни в практическом планах. Во-первых, при внимательном прочтении слов Конфуция, приведенных в «Ли цзи», становится ясно, что на тот момент теория и практика сяо кан уже существовали. Во-вторых,   реформатор Китая Кан Ювэй (1858–1927) вовсе не считал концепцию «да тун – сяо кан» (у него «сяо кан – да тун») утопией, а видел в ней вектор поступательного движения истории китайского общества. В-третьих, концепция сяо кан в перспективе перехода к обществу да тун по свидетельству государственных деятелей Тайваня, например, Чэнь Лифу, уже осуществлена на Тайване. В-четвертых, в модифицированном виде концепция сяо кан с переходом впоследствии к да тун принята на XVI съезде КПК в качестве стратегической программы модернизации Китая. Такие стороны сяо кан, которые в значительной степени дополняют сущностные характеристики этого типа общества, обычно сводимые к экономическим стандартам.

 

Конфуцианская теория цивилизации висит на основных трудах («Дасюэ», «Чжун юн», «Лунь юй», «Ли цзи», «И цзин», «Сы шу у цзин»). Соответственно идейному содержанию четыре из названных трактата распределяются  в соответствии с вертикальной космологическй матрицей: «Да сюэ» ставится наверху в области социализованного (социо) Неба. «Чжун юн» – в центре, где пестуется качество благородного (мерито) мужа. «Лунь юй» – внизу, где благородный муж соприкасается с простым народом (политика, полития). «И цзин» – обобщает все три уровня и дает архетипическую конструкцию их согласования (моно, аристос, полития).«Да сюэ» дает рационалистическую (рацио) модель цивилизации. Она раскрывается в трех принципах: «просветление просветленного Дэ», «породнение с народом», «упрочение на совершенном добре». «Чжун юн» представляет духовно-нравственную модель конфуцианской цивилизации. Только в «Чжун юне» зафиксирована конфуцианская духовно-эмоциональная космогония в качестве теории конфуцианской цивилизации.«Лунь юй» и «Ли цзи» развивают антропологическую теорию цивилизации. «Лунь юй» идейно созвучен с трактатами «Да сюэ» и «Чжун юном», он детализует их общие теоретические установки и в целом посвящен теории генезиса конфуцианского Дао. «Ли цзи» дает теорию антропогенеза и ритуализации физического поведения человека, его духа и интеллекта. «И цзин» излагает синтетическую (синтез) концепцию цивилизации. Этот трактат соединяет цивилизационные теории даосизма и конфуцианства (смешивает в пропорциях Ли Эра и Конфуция)), вносит к «Лунь юй» и «Ли цзи» существенные дополнения, которые примыкают к чисто конфуцианской теории и озвучены устами самого Конфуция.

 

Выводы:

Во-первых, история теории конфуцианской цивилизации начинается в глубокой древности. Ее идейной основой выступает культура Дао-Дэ, а структурообразующим принципом архетип (元本 юань бэнь) этой культуры.

Во-вторых, история этой теории не прерывается, из древности она концептуально проецируется в современность и актуализируется в ней. В частности, это относится к концепции да тун – сяо кан и оборотной ей концепции сяо кан – да тун.

В-третьих, эволюция теории конфуцианской цивилизации осуществляется по принципу исторической и смысловой оборотности (反fan) (Циклос) ,что обеспечивает а) саморефлексию этой теории и б) культурно-цивилизационную самоидентификацию. Культура Дао-Дэ и теория конфуцианской цивилизации самодостаточны, поэтому то, что приходит извне, растворяется в Дао-Дэ (пример – 化西хуа си – растворение западного) и усваивается как положительный импульс без вреда самой  же культуре Дао-Дэ.

В-четвертых, в корпусе конфуцианского канона закладывается устойчивая статико-динамическая система универсалий и категорий конфуцианской теории цивилизации. Она выполняет функцию словаря китайской цивилизации, который открывает канал диалога с другими цивилизациями.

В-пятых, анализ классических конфуцианских канонов дал возможность провести типологию конфуцианских цивилизационных моделей и выделить пять основных: пред конфуцианская модель историзированной родовой мифологии; рационалистическая модель; духовно-нравственная модель; антропологическая модель; синтетическая модель.  Данная типологизация позволила с теоретической и практической сторон реабилитировать оборотную цивилизационную концепцию да тун –сяо кан — сяо кан – да тун и квалифицировать ее не как «социальную утопию», а как реалистическую теорию и практику жизни.

 

Характеристика современных трудов западных ученых по истории Китая без применения политийно-республиканских знаний очень слабая, отмечается их методологическая и терминологическая уязвимость. Прежде всего это относится к утверждению внешних по отношению китайской культуре идей. Они искусственно гипостазируются, приобретают статус аксиом и влияют на направления и перспективы дальнейших синологических изысканий (греческий и иудейский подход-их прямые недостатки и следствия). Другой недостаток – слабое внимание к собственно китайской традиции регистрации истории Китая. В качестве примера регистрации истории в теории конфуцианской цивилизации возьмём главу «Ли шу» («Трактат об обрядах») из «Исторических записок» Сыма Цяня. В предмет  исследования включены и пять нормативов политической этики (этоса) Сыма Цяня, которые обобщены ритуалом, ведут к постоянству и становятся главными составляющими описания событийного ряда истории. Сюда же относится и принцип авторитета древности, играющей роль точки отсчета и направляющей вехи течения истории и политических реформ. Квалификация её (точки отсчета) как абстракции бытового мышления, имеющую статус общепризнанной теоретической нормы. Архетипичность китайской культуры и правителя, рассматриваемого обществом в качестве тотема, выводят исследование на понятие власти, питаемой народом. В контексте проводятся параллели с конституциями европейских стран, определяется степень влияния Запада на современный Китай (IX–XX вв.), отмечаются попытки изменения китайских культурных, в том числе и научных традиций, и деформации теоретической истории и философии, что отобразилось в категориальных новообразованиях.Однако, во-первых, все это не изменило китайский авто-стереотип – представление о себе самих и о своем месте в мире, и, во-вторых, Китай вернулся на свою родную стезю – к модернизированной реставрации конфуцианской цивилизации в теории на практике.

 

Символы Дао и Логос - отмечаются их апофатические определения, к которым, однако, неприложимо агностическое понимание.

Дао и Логос характеризуются как две равномощные величины, которые развертываются в объемные категориальные модели. При проекции в область теоретической мысли эти модели формируют оценочные суждения, определяющие познавательные возможности Дао и Логоса. Разновременные сравнения западной и восточной теоретической мысли, где показывается степень взаимного понимания теорий цивилизаций (цивик-гражданин, обладающий Дэ-Честью и доблестью (добродетелью). Часть таких параллелей только обозначается, задавая перспективу дальнейшим изысканиям (рассматриваются в республиканско-меритократической теории)

во-первых, китайская история никогда не излагалась в отрыве от философии истории, история обладает теоретическими основаниями метафизического свойства;

во-вторых, вопрос строительства страны был главной идеей исторического процесса в геополитических условиях Дальнего Востока.

 

 

Выводы.

Во-первых, цивилизации обладают предельными равномощными смысловыми символами (заложенными от древних политий и сангх (ган), что а) предполагает наличие единых культурологических механизмов самосознания, а, значит, и цивилизационного самосознания; б) открывает возможность взаимного понимания цивилизаций.

Во-вторых, предельные смысловые символы, в данном случае Дао и Логос, трансформируются в архетипические конструкции, в которых отображается и осознается история и логика развития цивилизаций.

В-третьих, смысловые символы способствуют осмыслению цивилизаций, определению их естественно-исторических констант, активизации деятельности человека и достижении гармонии человека и природы.

В-четвертых, параллели в освещении теорий цивилизаций Дао Дэ (Путь Чести, Курсус Онорум) и Логоса показывают, что уровень взаимопонимания еще не достигнут, НО ОН ВПОЛНЕ ДОСТИЖИМ! ; цивилизации пока ещё типологизируются по различным ценностным основаниям (материальные, духовные и интеллектуальные ценности разведены в самостоятельные области), правда и истина Дао и Логоса понимаются по-разному (хотя по факту это практически одно и тоже), кроме того, вне чувствования единого планетарного цивилизационного организма каждая из цивилизаций претендует явно или неявно на первенство (доминанту, доминирование).

 

Поиск возможностей понятийной адекватности в освещении теорий цивилизации (конфуцианское Дао и греческий Логос)» отвечает на два вопроса: возможно ли построить языки диалога различных цивилизаций, а, значит, и научный язык, то есть решить положительно семиотическую проблему?--- МОЖНО!

Можно ли на требуемом уровне решать исследовательские задачи до построения такого языка? При анализе ряда архетипических понятий теории конфуцианской цивилизации (虛, 陰陽, 渾敦 и др.), в словаре руськой философии, следовательно, в теории руськой цивилизации, нет понятий, адекватных понятиям китайской философии, таким как «пустота», «инь-ян», «хунь-дунь», «гэ мин» и ряда других. НО В ГРЕЧЕСКОМ, ИВРИТЕ И ЛАТЫНИ ОНИ ЕСТЬ! Вследствие этого адекватный перевод таких понятий с языка на язык невозможен, и, поскольку вместо терминов руського языка (он же старо-болгарский, доблести-добродетели---добрести (Новгородский Кормчие Книги времен Новгородской Республики) здесь часто используются терминологические заимствования из других языков (хаос, вакуум и т.д.) система категорий теории конфуцианской цивилизации при переводе на руський язык рассредоточивается по понятиям различных языков, упомянутых выше.

Во-вторых, это, однако, не исключает возможности построения языка осмысления (категории смыслов) руськой и конфуцианской цивилизаций.

Язык осмысления, я надеюсь, будет задан этой работой в республиканских кругах Украины - наследнице Руси, (Русь Изначальная, подобно Малой Греции)

 

Мао Цзэдун, строя коммунизм, Да-Тун (построить не удалось)  посредством авторитета президента АН КНР Го Можо пытался обесценить теоретическое слово Конфуция путем изменения исторических вех рабовладения и феодализма в Китае. Концентрированный анализ статьи Го Можо «Проблемы периодизации древней истории Китая» на фоне многолетней дискуссии китайских историков о времени становления феодализма, опубликованной в теоретическом журнале КПК – «Хунци». Именно эта статья должна была теоретически, с «марксистско-маоистских» позиций послужить прологом политической кампании низвержения теории конфуцианской цивилизации. Хотя Го Можо не выступал прямо с критикой Конфуция, он фактически стал автором идеологической платформы всей последующей кампании критики Линь Бяо и Конфуция.

Критика основ теории конфуцианской цивилизации – Ян Юнго и Фэн Юлан посвящен анализу причин противоположных оценок теории конфуцианской цивилизации: Ян Юнго был известен в Китае негативным отношением к Конфуцию, Фэн Юлань заслужил всемирную известность и признательность за свои фундаментальные исследования учения Конфуция. Ян Юнго, основываясь на периодизации Го Можо с «марксистских» позиций объявляет учение Конфуция реакционным, обвиняет древнего мыслителя в том, что он выражал интересы гибнущей рабовладельческой аристократии. В свою очередь,Фэн Юлань выступил с критикой основных концепций учения Конфуция лишь после нескольких ночных собеседований с Мао Цзэдуном (знакомая картина-вызов на ночные посиделки к тирану)). Размер масштабности антиконфуцианской кампании, в которой приняли активное участие сотни тысяч людей, представлявших все социальные и возрастные категории, преимущественно горожан, известен.  Деревня, фактически, игнорировала эту политическую кампанию.

 

Современная Реставрация теории конфуцианской цивилизации (политии) в процессе модернизации Китая - поэтапный процесс , в котором приняли активное участие ведущие историки и философы Китая. Причины обращения Дэн Сяопина именно к первой «социальной утопии» Конфуция (Сяо-Кан, или Общество малого потребления (перевод условный)) в качестве идеологического мотора модернизации Китая - лежат в провале попыток Мао Дзе Дуна и понимании того, что Да-Тун в тех условиях технически был недостижим, как и коммунизм))).

Решающую роль сыграла не только сама традиция конфуцианской цивилизации, но и ее реализация в процессе модернизации Сингапура, Тайваня и стран конфуцианского культурного слоя.


(с)

Обновлено 03.09.2015 13:25
 

Не молчи!

Расскажи всем!

Опросы

Что Вам ближе по убеждениям и по жизни?