Главная Республиканская Украина Республиканская Украина Православие, республиканство, жребий

Main Menu


Warning: Parameter 1 to modMainMenuHelper::buildXML() expected to be a reference, value given in /home/respub/public_html/libraries/joomla/cache/handler/callback.php on line 99

Ты не один!

Вход на сайт



Designed by:
Православие, республиканство, жребий PDF Печать E-mail
Автор: Iron   
09.09.2009 21:58

Среди нас много православных))))

Как Православная Церковь относится к республиканскому обычаю в затруднительных случаях бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия?

Обратимся за консультацией к служителям культа...Дабы не заподозрили нас в отсебятине)))



Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6–10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) – от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8). 

Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21–26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это – лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное. 

Язычники тоже прибегали к жребию при необходимости принятия важных решений. Невозможно допустить, чтобы в этих занятиях людей, приписывающих результат жребия идолам, могла проявляться воля Божия. В поэме «Против Маркиона, в пяти книгах», приписываемой Тертуллиану, метание жребия язычниками приравнивается к прочим их непотребным занятиям – «следовать пустым идолам, производить себе толпу богов, метать жребии, гадать, называть звезды ложными именами, предсказывать судьбы рождающихся» (Кн.1. Гл.1). 

Однако в тех случаях, когда некоторых язычников Божественный Промысл использовал как Свое орудие, результат жребия был проявлением воли Божией. Так, в начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Это вполне согласуется с тем, что написано в книге пророка Иеремии: «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего» (Иер. 27: 6). Пророк Иона, вопреки повелению Божиему сел на корабль, чтобы бежать в Фарсис. Однако «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1: 4). Корабельщики-язычники прибегли к жребию, чтобы определить виновника, из-за которого поднялась буря. Жребий указал на Иону. 

В истории Православной Церкви неоднократно прибегали к жребию для решения спорных вопросов. По жребию определили, где поставить раку новопрославленных благоверных князей Бориса и Глеба. В летописи сообщается, что в 1467 году в Новгороде прибегли к жребию в решениии вопроса о том, какому святому строить храм. В XVII веке жребием решались спорные дела лиц духовного звания, которым присяга была запрещена. 

По примеру святых апостолов трижды выбирался с помощью жребия Патриарх. Первый раз – 20 марта 1642 года архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Митрополит Макарий (Булгаков) в многотомной истории Церкви так описывает это событие: «Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал (в том числе двух архиепископов – Серапиона Суздальского и Пахомия Астраханского, одного архимандрита – Симонова монастыря Иосифа и трех игуменов – московского Богоявленского монастыря Иону, Соловецкого Маркелла и псковского Святогорского Макария), запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал чрез боярина своего князя Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они, помолившись Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, “кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом”, и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старший из архиереев – Новгородский митрополит Афоний – велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что “благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря”, и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором» (Кн. 6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении. 

По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605–1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю» (1 Цар. 9: 15–16). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума. 

Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский, человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского, так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования». 

Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием. 

При трудности принятия решения надо усиленно помолиться, читая в течение некоторого времени акафисты или каноны Господу или Матери Божией. Приступая к чтению и после него каждый раз просить вразумления. Опыт показывает, что борьба помыслов затихает и становится ясно, что надо делать. «Молитесь, да будет воля Божия; вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (святитель Филарет Московский).

 

Проанализируем недавний случай с избранием Патриарха Всея Руси в Москве

Жребий - наилучший способ раскрытия воли Божией
Так считает подавляющее большинство православных экспертов/
Завершился экспертный опрос, проводившийся "Русской линией" в канун начинающего свою работу на следующей неделе Поместного собора Русской Православной Церкви, которому предстоит совершить великое дело избрания нового Предстоятеля Русской Церкви. Мы получили ответы от 97 священнослужителей, ученых, общественных деятелей, публицистов. Имена большинства из них хорошо известны православной общественности. Чтобы избежать любых спекуляций, будто РЛ проводила опрос в чьих-то интересах, стремясь повлиять на выборный процесс, мы публикуем итоги буквально накануне открывающегося Архиерейского Собора.

Напомним, что мы просили экспертов ответить на четыре вопроса: 1) Каким способом, на Ваш взгляд, следует избирать 16-го Патриарха Московского и всея Руси?; 2) Должен ли Поместный Собор обсудить другие вопросы церковной жизни? 3) Какое участие, на Ваш взгляд, должна принимать в подготовке и проведении Поместного Собора государственная власть России? 4) Кто, на Ваш взгляд, является наиболее предпочтительной фигурой на посту Предстоятеля РПЦ, учитывая вызовы, с которыми столкнется Россия и Русская Церковь в будущем?

Наибольшие дискуссии, как помнят наши читатели, развернулись вокруг вопроса о способе избрания Патриарха. РЛ публиковала ряд статей, авторы которых высказывались в пользу жребия, напоминая примеры избрания Апостола Матфия и свт. Тихона (все публикации собраны на специальной странице «Навстречу Поместному Собору»). В ответ звучали обвинения в стремлении возродить языческую практику «метания черепков».

Поэтому, для нас было важно услышать мнение экспертов на сей счет. Мы опрашивали людей разных взглядов, некоторые эксперты по собственной инициативе прислали нам свои ответы, в связи с чем можно было ожидать получить разброс мнений по этому поводу. Однако результаты опроса показали, что подавляющее большинство экспертов считают, что наилучшим способом избрания Патриарха был бы жребий. За это высказались 62 человека из 97 опрошенных. Еще 5 экспертов в своих ответах выступили за некое сочетание жребия и тайного голосования, или посчитали оба способа равно убедительными. Впрочем, достаточно много голосов отдано было и тайному голосованию, за него высказался 21 эксперт. Один человек высказался за любое голосование – тайное или открытое, двое посчитали открытое голосование лучшим способом. И, наконец, 6 экспертов высказались в том смысле, что способ избрания Патриарха для них не имеет принципиального значения, либо они готовы согласиться с любым решением Собора по этому вопросу.

Таким образом, практически две трети опрошенных экспертов однозначно выступают за тот способ избрания Предстоятеля Русской Православной Церкви, которым был избран Святитель Тихон (Беллавин).

Приведем наиболее характерные аргументы в пользу жребия (из ответов, которые не публиковались РЛ): 
– «Думаю, что наиболее разумным и правильным было бы избрание патриарха путем жребия из трех кандидатов, избранных тайным голосованием, как избирали святейшего Патриарха Тихона. Воля Божия, вне всякого сомнения, проявит себя при любой форме голосования вплоть до того, что Господь может убрать человека, который пытается занять высокий престол против нее. Однако с нашей стороны должно соблюсти правду человеческую, предоставив наибольшую возможность для раскрытия воли Божией».

- «Я считаю, что Патриарха должно выбирать путем жребия и молитвы из трех предварительно избранных кандидатов. Такой способ является апостольской практикой, описанной в Деяниях, и, вместе с тем, является синергийным, т.к. в нем сочетаются воля Божия (молитва о жребии) и воля человеческая (предварительный отбор епископов по человеческому хотению). Но последнее слово, действие – отдается в руци Божии».

- «Дабы исключить (возможно) вероятный сегодня «слишком человеческий» фактор и дать наиболее технически-оптимально проявиться Воле Божией; для того чтобы избежать в дальнейшем спекуляций и соблазнов по поводу результатов Выбора. Еще одним плюсом такого способа избрания Патриарха мне представляется его демонстративно-принципиальное отличие от демократически-количественного способа, которым избираются сегодня светские «отделенные от религии» власти».

- «Верующие православные – не протестанты и не должны отказываться от помощи Божией».

- «Это решение утихомирит предвыборные страсти, которые и так уже нанесли серьезный урон Русской Церкви».

Обновлено 10.09.2009 15:29
 

Не молчи!

Расскажи всем!

Опросы

Что Вам ближе по убеждениям и по жизни?