Главная Великие республиканцы Пифагорейцы как политийцы

Main Menu


Warning: Parameter 1 to modMainMenuHelper::buildXML() expected to be a reference, value given in /home/respub/public_html/libraries/joomla/cache/handler/callback.php on line 99

Ты не один!

Вход на сайт



Designed by:
Пифагорейцы как политийцы PDF Печать E-mail
Автор: Iron   
03.06.2016 13:00

Оставленное наследие для Человечества огромно.

Мы вряд ли сможем рассмотреть всё в рамках узкоспециализированной статьи, посвящённой политиям и республикам.

Отметим самое важное. и рассмотрим только то, что касается вопроса политии и республики (подчеркиванием)

 

Был сыном Мнесарха. Однажды Мнесарх приплыл в неурожайный год на остров Самос по своим торговым делам. Там на острове и родился его сын Пифагор, которого отец часто брал с собой в деловые поездки. Благодаря им у мальчика развилась любознательность и желание познавать новое.

Пифагор - это не имя, а прозвище, за то, что он высказывал Истину так же постоянно, как дельфийский оракул, или потомок Гора (египетское божество)

 

/Пифагор  значит <убеждающий речью>. Этимология связывает это наречение с культом Аполлона Пифийского./ В женском роде это имя звучит как Пифия.

 

 

Был учеником Анаксимандра и Ферекида. (это основные учителя из Греции. Были и из Египта)./Ферекид Сиросский, поэт и философ, был слушателем Питтака (один из семи мудрецов, знаменитый реформатор политий-республик, равно как Солон из Афин  и Хилон из Спарты). Собственная его эпитафия гласила: <Полная мудрость во мне; а если есть пущая мудрость, то в Пифагоре моем же она, который в Элладе,- первый из всех, кто ни есть; таково не лживое слово>. /

Во время долгого (22 года) пребывания в Египте учился у жреца Ониуфиса из Гелиополя.

 

Пифагор сам ничего не писал. Все, что мы о нем знаем, записали его ученики

 

 

 

В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрел 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими женами и детьми образовали громадную школу и создали политию, в основу которой были положены законы и правила Пифагора, почитаемые как божественные заповеди.

 

Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией (любомудрием).

 

/Согласно легенде, когда Пифагор пришел в греческий город Флиунт, владыка этого города Леон спросил его: <В какой науке ты считаешь себя сведущим?> <Ни в какой, - ответил Пифагор. - Я только философ>. <Что такое философия?> - спросил с недоумением Леон. "Человеческую жизнь, - был ответ Пифагора, - можно сравнить с рынком и Олимпийскими играми. На рынке имеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды. На играх участники их заботятся о славе и известности. Но есть еще зрители, внимательно наблюдающие за тем, что там происходит. Так и в жизни людей. Большая часть их заботится о богатстве и славе, все здесь в погоне за ними, только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами - любителями мудрости, а не софосами - мудрецами, потому что только одно богатство может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней".

Никогда не плакал и вообще был недоступен страстям и волнению.

 

Из произведений Пифагора нам известны: (записаны учениками позже, уже после смерти)

 

<О природе>;

 

<О политии>; (на русский в ложном переводе переводится как "о государстве")

 

<О воспитании>;

 

<О душе>;

 

<О мире>;

 

<Священное слово>

 

По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена, источника IV века до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 535 до н. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532—529 гг. до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение своё, по крайней мере что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, то есть в местах не столь отдалённых для греков.

Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора, скорее ему требовалось возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять своё учение в жизнь, что затруднительно осуществить в Ионии и материковой Элладе, где жило много искушённых в вопросах философии и политики людей. Ямвлих сообщает:

«Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав всё это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей.»

 

Город Кротон занимал оконечность Тарентского залива. Рядом с Сибарисом Кротон был наиболее цветущим городом южной Италии. Он славился своим дорическим общественным строем, своими атлетами, побеждавшими на Олимпийских играх, своими врачами, соперничавшими с Асклепиадами. Сибариты прославились своей роскошью и негой; Кротонцы, не смотря на свои добродетели, были бы вероятно забыты, если бы они не дали приюта Пифагорейской Школе, которую можно рассматривать как мать школы Платоников и как одну из праматерей всех основных философских школ.

Хотя, не смотря на все благородство последних, праматерь во многом превосходила их. Школа Платоников уже не владеет полными знаниями, а школа стоиков почти совсем утеряла истинное предание (хотя стоики прекрасны по сути, особенно республиканец Сенека). Другие системы древней и современной философии – лишь более или менее удачные умозрительные теории, тогда как учение Пифагора было основано на опытном знании и всесторонне проникало в самый строй жизни.

Было несколько причин, почему Пифагор избрал эту греческую колонию как центр своей деятельности. Его цель была не только передать свое учение группе избранных учеников, но и применить идеи этого учения к воспитанию юношества и к жизни и реформации политии-республики. Этот план требовал основания школы для мирян, чтобы этим путем постепенно преобразовать политическую организацию городов Южной Италии (так называемая Большая Греция) по образцу его религиозного и философского идеала.

Несомненно, что ни одна из политий (республик) Эллады или Пелопонеса не допустила бы такого новшества. Философа обвинили бы в заговоре против охлоса или демоса и как минимум предали бы остракизму. Греческие города Тарентского залива были менее заражены охлократией (власть толпы-охлоса) и демагогией (чрезмерная власть демократии-демоса) и поэтому там допускалась большая свобода. Пифагор не ошибся, надеясь найти благоприятное отношение к своим реформам в Кротонском совете старейшин. Следует прибавить, что намерения его шли далее Греции. Предвидя эволюцию идей, он угадывал дальнейшее падение эллинизма и намеревался внести в человеческое сознание начала научной религии.

Появившись в Кротоне, который склонялся уже к изнеженной жизни своего соседа Сибариса, Пифагор произвел там истинную революцию.

Порфирий и Ямвлих описывают его первое выступление в Кротоне скорее в роли мага, чем в роли философа. Он призвал молодых людей в храм Аполлона и силою своего необыкновенного красноречия вырвал их из сетей распутства. Он собрал женщин в храм Юноны и убедил их принести свои золотые одежды и драгоценные украшения, в виде дара в этот самый храм, как доказательство полной победы над тщеславием и изнеженностью. Он облекал необыкновенным очарованием строгость своих поучений; из его мудрости вырывалось пламя, вдохновлявшее и заражавшее всех. Красота его облика, благородство осанки, очарование его выразительного лица и голоса, довершали победу. Женщины сравнивали его с Юпитером, а молодые люди с Аполлоном гиперборейским. Он покорял и увлекал толпу, которая изумлялась, слушая его, и против воли начинала любить правду (право) и добродетель-доблесть (аретэ).

Сенат Кротона или Совет тысячи встревожился этим влиянием Пифагора. Он призвал его, требуя отчета, какими средствами достигает он такого поразительного господства над умами. Это было для него случаем развить свои идеи воспитания юношества и доказать, что они не только не грозят дорической конституции Кротона, но, наоборот, помогут укрепить ее.

Когда он склонил к своему плану самых богатых граждан и большинство Совета Старейшин, он предложим им создать новое учреждение для него и для его учеников. Эта школа должна была вести общую жизнь в здании, приспособленном для этой цели, но не уклоняться от гражданской жизни. Те из них, которые заслужат звание учителя, допускаются к обучению физическим, психическим и религиозным наукам.  В школе впервые предполагалось отделение для женщин с параллельным посвящением, но видоизмененным и приспособленным к обязанностям их пола.

Этот проект был принят с энтузиазмом советом Кротона и через несколько лет в окрестностях города возникло здание, окруженное обширными портиками и прекрасными садами. Кротонцы дали ему название храма Муз; и действительно, в самом центре поселения, рядом с скромным жилищем Пифагора, возвышался храм, посвященный этим богиням.

Так вознила философская школа пифагорейцев, который сделался одновременно и коллегией этического воспитания, и академий наук, и образцовой общиной, под руководством Пифагора. Путем теории и практики, соединением наук и искусств подходили ученики Пифагора к этой науке всех наук, к этой гармонии души и интеллекта с вселенной, которую пифагорейцы считали за скрытую основу и философии, и религии. Школа пифагорейцев до сих пор представляет для нас высочайший интерес как наиболее замечательная попытка.

 

Нравственное испытание носило более серьезный характер. Внезапно, без всяких предупреждений, ученика заключали в келью, печальную и обнаженную. Ему давали доску и короткий приказ: найти внутренний смысл одного из пифагорейских символов, например: "что означает треугольник, вписанный в круг"? или: "почему додекаэдр, заключенный в сферу, является основной цифрой вселенной?"

Он проводил 12 часов в пустой келье наедине с своей задачей, имея лишь кружку воды и кусок хлеба вместо обычной пищи. Затем его вводили в залу собраний, где все ученики были в сборе. Они должны были беспощадно поднимать на смех испытуемого, который, голодный и в дурном настроении, появлялся перед ними подобно осужденному.

"Вот", кричали они, "явился новый философ! Какой у него вдохновенный вид! Он сейчас поведает нам о своих открытиях! Не скрывай же от нас свои мысли! Еще немного – и ты станешь великим мудрецом!" В это время учитель наблюдал за всеми проявлениями молодого человека с глубоким вниманием. Удрученный постом и одиночеством, раздраженный сарказмами, униженный своим бессилием разгадать непонятную задачу, он должен был сделать огромное усилие, чтобы овладеть собою. Некоторые плакали слезами ярости; другие отвечали грубыми словами, третьи бросали доску вне себя от гнева, осыпая бранью и школу, и учителя, и его учеников.

После этого появлялся Пифагор и спокойно заявлял, что юноша, выдержавший так плохо испытание в самообладании, не мог оставаться в школе, о которой он такого нелестного мнения. Изгнанный уходил пристыженный и иногда делался опасным врагом для ордена, как тот знаменитый Килон, который позднее вызвал мятеж против Пифагорейцев и привел их к роковой катастрофе.

 

Учение Пифагора, уравнивающего всех свободных полноправных граждан по меркам высших духовных ценностей, серьезно обеспокоила власть имущих...

 

Заговор возглавил богатый и знатный житель Кротона Килон, властолюбивый и обладающий тяжелым нравом. В свое время он был оскорблен Пифагором, который не захотел поделиться с ним своими знаниями и даже осмелился столь знатного господина прогнать. И вот однажды, когда Пифагор уехал на Делос навестить своего заболевшего учителя, дом, в котором собрались его ученики, был подожжен со всех сторон Килоном и другими заговорщиками. Только двое спаслись из горящего дома и от рук убийц.

Спасаясь от преследователей, Пифагор поселился в Метапонте. Но и здесь его догнала рука убийцы...

 

^ Легенда о смерти Пифагора

 

Когда ночной караул прибыл на место происшествия, то в колеблющемся свете факелов все увидели на земле распростертого старца и неподалеку от него - мальчика лет 12 с лицом, перекошенным от ужаса.

- Кто это? - спросил начальник караула у мальчика.

- Это Пифагор, - ответил тот.

- Кто такой этот Пифагор? Среди жителей города нет гражданина с таким именем.

- Мы недавно прибыли из Кротона. Мой господин должен был скрываться от врагов и выходил только ночью. Они выследили его и убили.

- Сколько их было?

- Я этого не успел заметить в темноте. Они отбросили меня в сторону и накинулись на него.

Начальник караула стал на колени и приложил ухо к груди старца.

- Конец, - сказал начальник>.

 

ОСНОВНАЯ ОШИБКА ПИФАГОРА - НЕ РЕШЕННЫЙ ДО ЛОГИЧЕСКОГО КОНЦА ВОПРОС С ОЛИГАРХИЕЙ, ТАК И НЕ СТАВШЕЙ АРИСТОКРАТИЕЙ. ЕСТЬ И МНОГО МЕЛКИХ ОШИБОК, СВЯЗАННЫХ С ИМПЛИМЕНТАЦИЕЙ ТЕОКРАТИИ В ПОЛИТИЮ. НО ЭТО РАССМАТРИВАТЬ  В РАМКАХ ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СЛОЖНО И НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА.

 

 

 

Похоже, что у Пифагора была какая-то специфическая слабость к звукам и музыке (от Муз). Как потребность его психики, она выражалась в образе жизни. Просыпался Пифагор рано утром и успокаивал душу игрой на лире, прежде чем приступал к своим <учительским> философским прогулкам с учениками. По одной из легенд, Пифагор говорил, что, пребывая вне тела, он слышал благозвучную гармонию.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9

(скорее всего, чтобы не перегружать текст, я со временем буду делать с него ссылки и вставки на наследие Пути Пифагора)

 

Обобщая эти и привлекая другие материалы древних и более поздних пифагорейцев, можно заключить, что основатель школы считал число <7> мироправящим (божественным), требующим особого почитания.

 

Играя <космическую> роль, число <7> всегда независимо, не возникает ни из одного числа и черпает свою силу из того, что само является средним арифметическим чисел <4> и <10>, то есть

В качестве всеопределяющей силы (<силы свершений>) и творца (<демиурга>) всего число <7> есть судьба под именем kairos (критическое время). Число <7>, судьба и kairos для пифагорейцев одно и то же>.

 

ЗАПОВЕДИ ОТКРОВЕНИЯ

НУ, И НАПОСЛЕДОК, НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ, ПРИПИСАННЫЕ УЧЕНИКАМИ ПИФАГОРУ (САМ ОН НИЧЕГО НЕ ПИСАЛ)

Начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать.

 

Что самое прекрасное? Гармония... Что самое сильное? Мысль. Что самое лучшее? - Счастье.

 

Что самое истинное? - Что люди дурны.

 

И нельзя принимать очами спокойными сна, пока трижды не продумаешь прошедший день: как я его прожил? что я сделал? какой мой долг остался невыполненным?

 

Природу же начала в вещах трудно усмотреть и познать. Если начало взято неправильно, то мы рискуем верностью почти целой науки и всего, что в ней.

 

Бог един, и он не находится, как некоторые полагают, вне миропорядка, но он всецело пребывает во всем небесном круге, обозревая все порождения, будучи <смешением> всех веков и творцом своих собственных сил и деяний. Бог - начало всего, он светоч неба и отец вселенной, ум и одушевление всех вещей, движение всех круговращений.

 

Первообразы и первоначала не поддаются ясному изложению на словах, потому что их трудно уразуметь и трудно высказать, - оттого и приходится для ясности обучения прибегать к числам.

 

Все на свете, решительно все на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, потому что все, составляющие его моменты, абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое.Гармоничны ПОЛИТИИ, гармоничен военачальник, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в подразделении в одно целое.

 

Счастье - это разумность, следование возвышеннейшей философии, очищение от ложных мнений, приобщение к науке, избавление ума от великого невежества, близость к божественным предметам, самодовлеющая жизнь.

 

Космос настолько великолепен, насколько это только возможно помыслить. Он - небесное живое существо, негибнущее, начало и причина устроения всего миропорядка.

 

Самое мудрое - число.

 

Бог - это число чисел.

 

Все происходит не из числа, но сообразно с числом, ибо в числе - первичная упорядоченность, по причастию к которой и в исчисляемых предметах последовательно упорядочено первое и второе и т.д.

/ Аристотель:

за начало и в качестве материи для вещей>. /

Мысль - превыше всего между людьми на земле.

Не садись на хлебную меру (то есть не живи праздно).

Уходя, не оглядывайся (то есть перед смертью не цепляйся за жизнь).

По торной дороге не ходи (то есть следуй не мнениям толпы, а мнениям немногих понимающих).

Ласточек в доме не держи (то есть не принимай гостей болтливых и несдержанных на язык).

Будь с тем, кто ношу взваливает, не будь с тем, кто ношу сваливает (то есть поощряй людей не к праздности, а к добродетели и к труду).

В перстне изображений не носи (то есть не выставляй напоказ перед людьми, как ты судишь и думаешь о Богах).

Богам делай возлияния через ушко сосудов (то есть богов должно чтить музыкой и песнопениями, потому что и та и те доходят до нас через уши).

 

Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, все поставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого.

Прежде всего научись каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

 

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы.

Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтоб они делали тебе.

Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом.

Повинующийся разуму (рацио) повинуется богам.

 

Предоставь жрецам исследовать естество богов; ты же занимайся познанием человеческого сердца.

 

Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует.

 

Если тебя спросят: что есть добродетель-доблесть-годность (аретэ)? ответствуй: любомудрие (философия), употребленное в действие.

 

На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом.

 

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

 

Не будь членом ученого общества: самые мудрые, когда они составляют общество, делаются простолюдинами.

 

Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастии других.

 

И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.

 

На верность твоей собаки полагайся во всякое время, а на верность жены твоей только до первого случая.

 

Слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым: начало премудрости есть молчание.

 

Веди жизнь единообразную, если желаешь иметь смерть спокойную.

 

Не почитай знания за одно с мудростью.

 

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия,

скромности и нежности.

 

Природа есть едина, и ничего нет ей равного: мать и дщерь себя самой; она есть Божество богов. Рассматривай токмо Природу, а прочее оставь простолюдинам.

 

Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.

 

Говори мало, пиши еще менее.

 

Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу.

 

Не будь одним из тех, кои кажутся мудрыми только в своих сочинениях.

 

Если тебя спросят: в чем состоит благополучие? - ответствуй: быть в согласии с самим собой.

 

О Смертный! Когда несчастье станет стучаться у дверей твоих, отвори ему оные с веселым лицом, не дожидаясь, чтоб оно стучалось к тебе в другой раз: сопротивление раздражает его, покорение ему себя делает его безоружным.

 

Тело свое не делай гробом твоей души.

 

Не делай выговоров твоей жене при твоих детях.

 

Гражданин без собственности не имеет отечества.

 

Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.

 

Не просите у богов ни дождя, ни вёдра: боги не принимают в сем участия. В Природе все управляется неизменными законами.

 

Не возвещай истину на местах простонародных: охлос (толпа) употребляет оную во зло.

 

Мудрый! Обязан будучи жить среди простого народа, будь подобен маслу, плавающему поверх воды, но не смешивающемуся с оною.

 

Не исполняющий должностей отца семейства не может быть ни законодателем, ни управляющим полиса (города, политии).

 

Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.

 

Будь повелителем самого себя: командуя и благоуправляя собою, ты будешь иметь превосходное аретэ и важную должность в политии.

 

Ничему не удивляйся: удивление произвело богов.

 

Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.

 

Научитесь познавать людей: познание людей удобнее и нужнее, нежели познание богов.

 

Поле свое обрабатывай собственными своими руками: не оставляй его возделывать твоим невольникам: земледелие необходимо требует рук свободного человека.


Истину полезно видеть нагую (нудэ вэритас-лат). Ложь пусть покрывает себя одеждою.

 

По долгом и напрасном искании друга возьми себе собаку: верная собака есть изображение друга.

 

Совесть твоя да будет единственным твоим божеством. (следует отметить, что в оригинале стоит другое греческое слово)

 

Если спросят: что есть древнее богов? - ответствуйте: страх и надежда.

 

Не рассуждай с детьми, с женщинами и с охлосом.

 

Боги (говорят жрецы) скоро раскаялись, что сотворили человека. Мы равномерно им ответствуем: человек раскаялся, что сотворил богов.

 

Тогда токмо можешь ты назваться свободным, когда будешь носить одно иго необходимости.

 

Старайся прежде быть мудрым, а ученым - когда будешь иметь свободное время.

 

Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.

 

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука (добывание аретэ), может быть, есть самая нужнейшая, но ей не

обучаются вв мирУ.

 

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

 

Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами.

 

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости. (non domination)

 

Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.

 

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

 

Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.

 

Делай великое, не обещая великого.

 

Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.

 

Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

 

Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.

 

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

 

Молчи или говори то, что лучше молчания.

 

Начало есть половина всего.

 

Не поднимайте пыли на жизненном пути.

 

Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели (аретэ) позор не пристанут.

 

Никогда не советуйся с теми, у кого лоб гладок, - они никогда не размышляют.

 

Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии.

 

Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.

 

Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному (без аретэ) - власть.

 

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь, и в особенности юность.

 

Прежде всего не теряй самоуважения!

 

Прежде всего прочего удерживай язык свой.

 

Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.

 

Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли под твоим языком.

 

Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни - дружба.

 

Просыпаясь утром, спроси себя: <Что я должен сделать?> Вечером, прежде чем заснуть: <Что я сделал?>

 

Статую красит вид, а человека - деяния его.

 

Строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство.

 

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

 

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Обновлено 03.06.2016 13:26
 

Не молчи!

Расскажи всем!

Опросы

Что Вам ближе по убеждениям и по жизни?